ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБОУ «Воронокская СОШ» Стародубского муниципального района Брянской области на 2010-2014 г. Обсуждена и принята на заседании Совета школы Протокол № 3 от 08.11.2010г. СОДЕРЖАНИЕ Управление реализацией программы и ожидаемые результаты и направления их реализации. МБОУ «Воронокская СОШ» имеет статус средней общеобразовательной школы, которая на практике реализует важнейшее положение Концепции модернизации российского образования – обеспечение его доступности. У нас обучаются дети, проживающие на территории Воронокского сельского поселения из сел Воронок, Лужки, поселка Васильевка, с. Алейниково. Школа работает в устойчивом инновационном режиме. При этом инновационная деятельность затрагивает все сферы жизни школы:
Полное название школы - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Воронокская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области. Краткое название школы – МБОУ «Воронокская СОШ». Тип «Общеобразовательное учреждение». Вид «Средняя общеобразовательная школа». Учредитель – администрация Стародубского муниципального района. Юридический и фактический адрес – 243271 Брянская область, Стародубский район, село Воронок, переулок Школьный, 1А, телефон 93-5-41, электронная почта Woronok1@jandex.ru. Директор - Михеенко Людмила Васильевна. Сегодня школа функционирует как образовательное учреждение, в котором сформировано 11 классов: Режим работы школы: 5-дневная учебная неделя 1-4 классы первой ступени, 5-6 классы второй ступени. 6-дневная учебная неделя 7-9 классы второй ступени, на третьей ступени. Продолжительность уроков – 45 минут, 35 минут для учащихся 1 класса. Школа работает в одну смену. Увеличение контингента обучающихся с 26 января 2010 г. составило 36 человек, были переведены учащиеся из с. Лужки. С 01 сентября 2010 года – прибыло 9 учащихся из Алейниковской СОШ. Подвоз школьников осуществляется школьным автобусом, который был передан школе по национальному проекту «Образование» в 2008 году. Педагогический коллектив школы состоит из 21 человека, среди которых 3 отличника просвещения РСФСР, 3 почетных работника общего образования РФ, 1 – орден Трудовой Славы 3 ст. Высшее образование имеют 18 педагогов (86 %), среднее специальное образование имеют 3 человека 14 %). Среди педагогов 3 мужчин (14 %) и 18 женщин (86 %). Имеют высшую квалификационную категорию 5 человек (24 %), первую квалификационную категорию – 5 человек (24 %), вторую квалификационную категорию – 1 человек (5%). В составе педагогического коллектива 13учителей ( 62%) – выпускники Воронокской средней школы. Педагоги постоянно занимаются самообразованием. За последние 3 года курсы повышения квалификации прошли 11 человек (52 %). Распределение учителей по образовательным областям выглядит следующим образом: учителей русского языка и литературы – 3 человека, математики – 2 человека, начальных классов – 4 человека, истории и обществознания – 1 человек, иностранного языка – 2 человека, физики – 1 человек, географии – 1 человек, биологии, химии – 1 человек, технологии – 2 человека, физкультуры и ОБЖ – 1 человек, музыки – 1 человек, ИЗО – 1 человек, библиотекарь – 1 человек, социальный педагог – 1 человек. В школе работает методическое объединение, в которое входят все учителя-предметники. Педагоги ежемесячно участвуют в заседаниях районных методических объединений учителей-предметников. 10 педагогов имеют стаж свыше 21 года, 9 учителей от 11 до 21 года. По данным исследования, родители учащихся по принадлежности к той или иной социальной группе распределяются следующим образом: Высшее образование имеют 3% родителей, среднее профессиональное - 47%, среднее или неполное среднее - 50%. В полных семьях воспитывается 69% учеников, в неполных – 31% школьников, 3 учащихся – опекаемые, 3 учащихся воспитываются в приемных семьях. Настораживает тот факт, что 12,3% семей учащихся могут быть отнесены к неблагополучным, 85% школьников – к крайне малообеспеченным. 14 % учащихся не имеют российского гражданства. Успеваемость по результатам аттестации 2009-2010 учебного года составляет 100%, качество знаний – 28%. Средний балл выпускных экзаменов в 11 классе составляет по математике 46 баллов, по русскому языку – 56 баллов, по биологии – 58 баллов, по обществознанию – 73 балла, по химии – 64 балла. В 9-м классе качество знаний составило по математике 64 %, по русскому языку – 54 %, по обществознанию – 100%, по биологии – 77 %, по физической культуре – 100%, по географии – 50%, по химии – 100%, по истории – 66%. За два последних года в ВУЗы поступили 44 % выпускников. В целях более полного удовлетворения образовательных запросов школьников, повышения гуманистической направленности образования: - разработано портфолио обучающегося – индивидуальные карты развития и успешности школьника (5 – 9 классы), в которых отслеживаются индивидуальные формы работы и развитие самостоятельной деятельности учащихся; - учителя осуществляют подготовку школьников к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предметам, за последние 2 года по результатам олимпиад школа занимает 2-е место в районом рейтинге. Но призовые места учащиеся занимают только по предметам гуманитарного цикла; - разработаны план по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также варианты элективных курсов для 9 класса. В целях повышения профессионального роста учителей: - методические объединения учителей-предметников проводят работу по обобщению и распространению опыта индивидуальных занятий с обучающимися как в рамках урока, так и вне его; - проводится цикл занятий для учителей по методикам развития техники чтения, совершенствования приемов работы школьников с текстом и вычислительных навыков; - конкурсы учителей. В рамках программы «Одаренные дети» участвовали в конкурсах: Благодаря внедрению в практику работы школы информационных технологий, разработке системы элективных курсов, внедрению новых форм и методов обучения наблюдается тенденция повышения компетентности учителей в процессе их включения в исследовательскую деятельность, внедрение технологий личностной ориентации, сотрудничества. 80% педагогов, используют информационно-коммуникационные технологии. 52% учащихся, занимаются исследовательской и проектной деятельностью. 4 учителя школы участвовали в конкурсах на Гранты Президента и Губернатора Брянской области. Двое из них Жеребцова Римма Николаевна и Пашутко Ирина Борисовна получили Гранты Губернатора Брянской области и Президента Российской Федерации. Учителя школы ежегодно участвуют в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Самый классный» и других конкурсах. В связи с появлением возможности в школе для предоставления свободного доступа в сеть Интернет повысился уровень информационной культуры учителей и учащихся. Наблюдается тенденция повышения мотивации школьников к дальнейшему обучению. В основном выпускники школы продолжают обучение на гуманитарных факультетах ВУЗов, техникумов или выбирают рабочие специальности. Это обусловлено сложившейся социально-экономической ситуацией в стране, ориентациями в семье и профориентационной работой в школе. Наметилась тенденция повышения уровня воспитанности обучающихся. Этому способствовал рост количества активных форм классных и школьных мероприятий, личностно-ориентированный подход к вовлечению в школьные дела детей. Педагогический коллектив поэтапно внедрил идею разновозрастных сообществ и сотворчества детей и взрослых. Однако по-прежнему существуют проблемы с воспитанием значительной части обучающихся из «проблемных семей», поступивших в классы второй и третьей ступеней школы, прибывших из с. Лужки. Сохранился высокий уровень интереса родителей к учебной, внеурочной и хозяйственной деятельности школы, повысилась роль школьного родительского комитета и родительских комитетов классов в планировании и организации работы школы. Однако увеличивается число социально неблагополучных семей, что затрудняет стабильные контакты между педагогическим коллективом и семьей. Школа успешно организует досуг обучающихся. Это связано, прежде всего, с устоявшимся кругом календарных дел, в которые ежегодно привносятся новые формы работы, наполняемые новым содержанием на фоне развития школьного соуправления. Значительно улучшилась материальная база школы, благодаря внедрению национального проекта «Образование», что позволило разнообразить спортивно-оздоровительную работу и проводить уроки с применением информационных технологий. Кабинеты физики и химии пополнились новым оборудованием, реактивами, установлен вытяжной шкаф и полностью оформлен кабинет информатики в соответствии с требованиями норм САНПиНа. Для качественного проведения уроков в классах установлены компьютеры, проекторы и интерактивные комплексы. Всего в школе имеется в наличии 30 компьютеров, 2 интерактивных комплекса, 3 сканера, 5 мультимедийных проекторов. Все кабинеты пополнились учебно-наглядным оборудованием и таблицами. Особенно улучшилась спортивная материальная база. Оборудован тренажёрный зал, в котором находятся 5 тренажёров, приобретено большое количество оборудования для занятий гимнастикой,спортивными играми. Для совершенствования управления школой введена практика привлечения к процессу выработки, принятия решений и их реализации учителей школы, а также родителей обучающихся, жителей сельского социума и заинтересованной общественности. Мы используем следующие организационные формы участия в управлении: В процессе своей деятельности мы выделяем следующие формы группового участия учителей, родителей и общественности в управлении школой: В структуре организации детского и родительского самоуправления выделяется четыре вида сообществ: детские одновозрастные, детские разновозрастные, взрослые и сообщества детей и взрослых. Принимая во внимание миссию школы – создание модели образовательной среды, предоставляющей каждому участнику образовательного процесса возможность сформировать и максимально реализовать ключевые компетенции, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, - мы сформулировали цель программы развития: создание единого образовательного пространства, способствующего переходу на качественно новое образование в условиях сохранения и укрепления здоровья учащихся. Анализ сложившейся в школе образовательной практики позволяет выделить определенные подпрограммы. В них сосредоточены достигнутые результаты и потенциал дальнейшего развития. Исходя из этого, мы сформулировали основные направления подпрограмм. В школе осуществляется обучение, при котором во главу угла ставится самоценность каждого участника образовательного процесса. Поэтому деятельность школы основывается на таких ценностях, как: - доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей и партнеров школы; - психологический комфорт для всех участников образовательного процесса; - самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей; - свобода творчества учащихся и учителей; - сотрудничество педагогического и ученического коллективов; - преемственность формирования педагогического коллектива из числа выпускников школы. Подобная философия школы предполагает включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс, изменение ориентации педагога с позиции информатора на позицию координатора. Сущность подхода к школьнику в нашей школе заключается в: - признании его уникальности и неповторимости; - уважении его достоинства; - принятии его целей, запросов, интересов; - создании условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений и проблем ребенка. Таким образом, главный акцент в своей деятельности школа делает на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Это – весьма трудная задача, поскольку Воронокская средняя общеобразовательная школа является образовательным учреждением с неоднородным контингентом обучающихся. В ней учатся как одаренные, так и слабо- успевающие школьники. Поэтому миссия школы – создать образовательную среду, способствующую максимальной самореализации каждого школьника вне зависимости его психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Сущность подхода к деятельности учителя в нашей школе заключается в том, что каждому педагогу предоставляется право на творчество, т.е. на определение собственного педагогического почерка, на свободу выбора педагогических технологий, методов оценки учащихся и т.д., на участие в управлении образовательным учреждением. В основе концепции развития нашей школы лежит идея создания целостной открытой социально-педагогической системы образования, которая обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности и ученика и учителя. Эффективный образовательный процесс возможен только при комфортном сосуществовании педагогов и учащихся. А максимальный эффект достижим при взаимодействии трех составляющих – семьи, ребенка и педагога. При этом школа строится на реализации следующих идей: - идеи развития личности ученика, педагога, других участников образовательного процесса, школы в целом; - идеи красоты (формирование эстетически-ценностной ориентации личности); - идеи творчества, при которой творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству; - идеи сотрудничества, основанной на гуманных отношениях детей и взрослых; - идеи выбора и ответственности, которая реализуется посредством предоставления ученику возможности выбора характеристик своего образовательного маршрута (сложности, скорости изучения материала, частично – отбора его содержания и т.д.); - идеи открытости, при которой школа становится открытой для широких социальных связей. Учитель организует работу учащихся в нашей школе, исходя из следующих гуманистических принципов: - у каждого ребенка – свои индивидуальные возможности в учебной деятельности; Ребенок успешен в учении, когда ему комфортно; - ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют; - ребенок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью; - ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в его школьной жизни; - учитель воздерживается от оценок личности ребенка. Комплексно-целевая программа «Школа здоровья» Формирование комфортной психолого-педагогической среды со следующими составляющими: Программа воспитания школьников «Растим патриотов» Формирование основ гражданско-нравственной культуры человека XXI века, укрепление патриотического настроения личности; создание комфортных условий для овладения молодым поколением общественно-социальными компетенциями, необходимыми для дальнейшей правильной ориентации в жизни современного социума. Программа информатизации учебно-воспитательного процесса Модернизация имеющейся информационной базы школы, более активное и результативное использование ИКТ-технологий, совершенствование и развитие школьной медиатеки. Программа системы выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей «Экология одаренности» Развитие системы, позволяющей создать условия для адресной психолого-педагогической поддержки одаренных и интеллектуально продвинутых детей. «Семья и школа как партнеры» Создание условий, обеспечивающих взаимодействие педагогического коллектива школы с родительской общественностью, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу. Совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного взаимодействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. Для повышения эффективности реализации программы развития разработана программа мониторинга результатов. Она ориентирована на: Главная задача руководства школы – свести до минимума отклонения от прогнозируемого результата, так как объектом педагогического эксперимента являются дети. Результаты промежуточного анализа обобщаются, определяются пути и формы необходимой коррекции. Собранные аналитические материалы представляются на обсуждение Совету школы. На основании его решения в программу вносятся необходимые поправки. Для получения более достоверной информации о ходе реализации программы развития и оптимизации деятельности по достижению ее задач в школе осуществляется мониторинг, предполагающий включение исполнителей программы в процессы контроля исполнения, анализа полученных результатов, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Таким образом в систему мероприятий по реализации программы включаются все участники образовательного пространства, а сам процесс реализации становится более открытым для всех заинтересованных в нем членов школьного сообщества. Критерии эффективности реализации Программы Система мониторинга выполнения программы развития включает также диагностику результатов деятельности школы по следующим критериям:
|
|
|
© Woronok1 |