ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МБОУ «Воронокская СОШ»

Стародубского  муниципального района  Брянской области на  2010-2014 г.

Обсуждена и принята на заседании Совета школы

Протокол № 3 от 08.11.2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

Управление реализацией программы и ожидаемые результаты и направления их реализации.

МБОУ «Воронокская СОШ» имеет статус средней общеобразовательной школы, которая на практике реализует важнейшее положение  Концепции модернизации российского образования – обеспечение его доступности. У нас обучаются дети, проживающие на территории Воронокского сельского поселения из сел Воронок, Лужки, поселка Васильевка, с. Алейниково. Школа работает в устойчивом инновационном режиме. При этом инновационная деятельность затрагивает все сферы жизни школы:

Наименование программы

Компетентность. Выбор. Ответственность

Основополагающие документы для принятия решения о разработке программы

 

 

 

 

 

 

Основные разработчики программы

Педагогический, ученический, родительский коллективы школы

Миссия школы

Создание модели образовательной среды, предоставляющей каждому участнику образовательного процесса возможность сформировать и максимально реализовать ключевые компетенции, делать осознанный выбор и нести за него ответственность

Цель программы

Создание единого образовательного пространства, способствующего переходу на качественно новое образование в условиях сохранения и развития здоровья обучающихся

Задачи программы

1. Анализ существующей образовательной практики школы, определение проектов в условиях формирования ключевых компетенций участников образовательного процесса и определение стратегии развития школы.

2. Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации  школы в условиях сельского  образования.

3. Определение оптимального содержания образования (обучения, воспитания и развития) обучающихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы.

4. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития.

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на 2010-2014гг.

Первый этап – подготовительный: анализ существующей педагогической практики школы, обоснование инновационного ресурса развития и разработка его стратегии.

Второй этап – основной: переход от отдельных инноваций в проектах к системным изменениям качества образования в школе в условиях сохранения и развития здоровья обучающихся.

Третий этап – завершающий: анализ, систематизация и обобщение достигнутых результатов.

Исполнители программы

Участники образовательного процесса, органы самоуправления  школы.

Ожидаемые результаты

Создание условий, обеспечивающих достижение обучающимися высокого уровня владения компетенциями и навыками, которые позволяют самостоятельно решать социально и личностно значимые проблемы в различных сферах деятельности в условиях сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

 

Система организации контроля исполнения программы

Отчет о ходе реализации программы ежегодно рассматривается на  Совете школы.

Полное название школы - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Воронокская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области.

Краткое название школы – МБОУ «Воронокская СОШ».

Тип «Общеобразовательное учреждение».

Вид «Средняя общеобразовательная школа».

Учредитель – администрация Стародубского муниципального района.

Юридический и фактический адрес – 243271 Брянская область, Стародубский район, село Воронок, переулок Школьный, 1А, телефон

93-5-41,  электронная почта Woronok1@jandex.ru.

Директор  - Михеенко Людмила Васильевна.

            Сегодня школа функционирует как образовательное учреждение, в котором сформировано 11 классов:

Режим работы школы:

5-дневная учебная неделя 1-4  классы первой ступени, 5-6 классы второй ступени.

6-дневная учебная неделя 7-9 классы второй ступени, на третьей ступени.

Продолжительность уроков –  45 минут, 35 минут для учащихся 1 класса. Школа работает в одну смену.

Увеличение контингента обучающихся  с 26 января 2010 г.  составило 36 человек, были переведены учащиеся из с. Лужки. С 01 сентября 2010 года – прибыло 9 учащихся из Алейниковской СОШ. Подвоз школьников осуществляется школьным автобусом, который был передан школе по национальному проекту «Образование» в 2008 году.

            Педагогический коллектив школы состоит из  21 человека, среди которых 3 отличника просвещения РСФСР, 3 почетных работника общего образования РФ, 1 – орден Трудовой Славы 3 ст. Высшее образование имеют 18 педагогов (86 %), среднее специальное образование имеют 3 человека 14 %). Среди педагогов 3 мужчин (14 %) и 18 женщин (86 %). Имеют высшую квалификационную категорию 5 человек (24 %), первую квалификационную категорию – 5 человек (24 %), вторую квалификационную категорию – 1 человек (5%). В составе педагогического коллектива 13учителей ( 62%) – выпускники Воронокской  средней  школы.

Педагоги постоянно занимаются самообразованием. За последние 3 года  курсы повышения квалификации прошли 11 человек (52 %). Распределение учителей по образовательным областям выглядит следующим образом: учителей русского языка и литературы – 3 человека, математики – 2 человека, начальных классов – 4 человека, истории и обществознания – 1 человек, иностранного языка – 2 человека, физики – 1 человек, географии – 1 человек, биологии, химии – 1 человек, технологии – 2 человека, физкультуры и ОБЖ – 1 человек, музыки – 1 человек, ИЗО – 1 человек, библиотекарь – 1 человек, социальный педагог – 1 человек.

 В школе работает методическое объединение, в которое входят все учителя-предметники. Педагоги ежемесячно участвуют в заседаниях районных методических объединений учителей-предметников.

10 педагогов имеют стаж свыше 21 года, 9 учителей от 11 до 21 года.

По данным исследования, родители учащихся по принадлежности к той или иной социальной группе распределяются следующим образом:

Высшее образование имеют 3% родителей, среднее профессиональное - 47%, среднее или неполное среднее - 50%.

В полных семьях воспитывается 69% учеников, в неполных – 31% школьников, 3 учащихся – опекаемые, 3 учащихся воспитываются в приемных семьях. Настораживает тот факт, что 12,3% семей учащихся могут быть отнесены к  неблагополучным, 85%  школьников – к крайне малообеспеченным. 14 % учащихся не имеют российского гражданства.

Успеваемость по результатам аттестации 2009-2010 учебного года составляет 100%, качество знаний – 28%. Средний балл выпускных экзаменов в 11 классе составляет по математике 46 баллов, по русскому языку – 56 баллов, по биологии – 58 баллов, по обществознанию – 73 балла, по химии – 64 балла.

В 9-м классе качество знаний составило по математике 64 %, по русскому языку – 54 %, по обществознанию – 100%, по биологии – 77 %,  по физической культуре – 100%, по географии – 50%, по химии – 100%, по истории – 66%.

За два последних года в ВУЗы поступили 44 % выпускников.

В целях более полного удовлетворения образовательных запросов школьников, повышения гуманистической направленности образования:

- разработано портфолио обучающегося – индивидуальные карты развития и успешности школьника (5 – 9 классы), в которых отслеживаются индивидуальные формы работы и развитие самостоятельной деятельности учащихся;

- учителя осуществляют подготовку школьников к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предметам, за последние 2 года по результатам олимпиад школа занимает

2-е место в районом рейтинге. Но призовые места учащиеся занимают только по предметам гуманитарного цикла;

- разработаны план по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также варианты элективных курсов для 9 класса.

            В целях повышения профессионального роста учителей:

- методические объединения учителей-предметников проводят работу по обобщению и распространению опыта индивидуальных занятий с обучающимися как в рамках урока, так и вне его;

- проводится цикл занятий для учителей по методикам развития техники чтения, совершенствования приемов работы школьников с текстом и вычислительных навыков;

- конкурсы учителей.

В рамках программы «Одаренные дети» участвовали в конкурсах:

Благодаря внедрению в практику работы школы информационных технологий, разработке системы элективных курсов, внедрению новых форм и методов обучения наблюдается тенденция повышения компетентности учителей в процессе их включения в исследовательскую деятельность, внедрение технологий личностной ориентации, сотрудничества.

80% педагогов, используют  информационно-коммуникационные технологии.

52% учащихся, занимаются  исследовательской и проектной деятельностью. 4 учителя школы участвовали в конкурсах на Гранты Президента и Губернатора Брянской области. Двое из них Жеребцова Римма Николаевна и  Пашутко Ирина Борисовна получили Гранты Губернатора Брянской области и Президента Российской Федерации.

 Учителя школы ежегодно участвуют  в профессиональных  конкурсах «Учитель года», «Самый классный» и других конкурсах.

      В связи с появлением возможности в школе для предоставления свободного доступа в сеть Интернет повысился  уровень информационной культуры учителей и учащихся.

      Наблюдается тенденция повышения мотивации школьников к дальнейшему обучению. В основном выпускники школы продолжают обучение на гуманитарных факультетах ВУЗов, техникумов или выбирают рабочие специальности. Это обусловлено сложившейся социально-экономической ситуацией в стране, ориентациями в семье и профориентационной работой в школе.

Наметилась тенденция повышения уровня воспитанности обучающихся. Этому способствовал рост количества активных форм классных и школьных мероприятий, личностно-ориентированный подход к вовлечению в школьные дела детей. Педагогический коллектив поэтапно внедрил идею разновозрастных сообществ и сотворчества детей и взрослых. Однако по-прежнему существуют проблемы с воспитанием значительной части обучающихся из «проблемных семей», поступивших в классы второй и третьей ступеней школы, прибывших из с. Лужки.

      Сохранился высокий уровень интереса родителей к учебной, внеурочной и хозяйственной деятельности школы, повысилась роль школьного родительского комитета и родительских комитетов классов в планировании и организации работы  школы. Однако увеличивается число социально неблагополучных семей, что затрудняет стабильные контакты между педагогическим коллективом и семьей.

      Школа успешно организует досуг обучающихся. Это связано, прежде всего, с устоявшимся кругом календарных дел, в которые ежегодно привносятся новые формы работы, наполняемые новым содержанием на фоне развития школьного соуправления.

      Значительно улучшилась материальная база школы, благодаря внедрению национального проекта «Образование», что позволило разнообразить спортивно-оздоровительную работу и проводить уроки с применением информационных технологий. Кабинеты физики и химии пополнились новым оборудованием, реактивами, установлен вытяжной шкаф и полностью оформлен кабинет информатики в соответствии с требованиями норм САНПиНа.

Для качественного проведения уроков в классах установлены компьютеры, проекторы и интерактивные комплексы. Всего в школе имеется в наличии 30 компьютеров, 2 интерактивных комплекса, 3 сканера, 5 мультимедийных проекторов.  Все кабинеты пополнились учебно-наглядным оборудованием и таблицами. Особенно улучшилась спортивная материальная  база. Оборудован тренажёрный зал, в котором находятся 5 тренажёров, приобретено большое количество оборудования для занятий гимнастикой,спортивными играми.

Для совершенствования управления школой введена практика привлечения к процессу выработки, принятия решений и их реализации учителей школы, а также родителей обучающихся, жителей сельского социума и заинтересованной общественности. Мы используем следующие организационные формы участия в управлении:

В процессе своей деятельности мы выделяем следующие формы группового участия учителей, родителей и общественности в управлении школой:

В структуре организации детского и родительского самоуправления выделяется четыре вида сообществ: детские одновозрастные, детские разновозрастные, взрослые и сообщества детей и взрослых.

Принимая во внимание миссию школы – создание модели образовательной среды, предоставляющей каждому участнику образовательного процесса возможность сформировать и максимально реализовать ключевые компетенции, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, - мы сформулировали цель программы развития: создание единого образовательного пространства, способствующего переходу на качественно новое образование в условиях сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Анализ сложившейся в школе образовательной практики позволяет выделить определенные подпрограммы. В них сосредоточены достигнутые результаты и потенциал дальнейшего развития. Исходя из этого, мы сформулировали основные направления подпрограмм.

            В школе осуществляется обучение, при котором во главу угла ставится самоценность каждого участника образовательного процесса. Поэтому деятельность школы основывается на таких ценностях, как:

- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей и партнеров школы;

- психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;

- самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей;

- свобода творчества учащихся и учителей;

- сотрудничество педагогического и ученического коллективов;

- преемственность формирования педагогического коллектива из числа выпускников школы.

Подобная философия школы предполагает включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс, изменение ориентации педагога с позиции информатора на позицию координатора.

Сущность подхода к школьнику в нашей школе заключается в:

- признании его уникальности и неповторимости;

- уважении его достоинства;

- принятии его целей, запросов, интересов;

- создании условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений и проблем ребенка.

Таким образом, главный акцент в своей деятельности школа делает на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Это – весьма трудная задача, поскольку Воронокская средняя общеобразовательная школа является образовательным учреждением с неоднородным контингентом обучающихся. В ней учатся как одаренные, так и слабо- успевающие школьники. Поэтому миссия школы – создать образовательную среду, способствующую максимальной самореализации каждого школьника вне зависимости его психофизиологических особенностей и учебных возможностей.

Сущность подхода к деятельности учителя в нашей школе заключается в том, что каждому педагогу предоставляется право на творчество, т.е. на определение собственного педагогического почерка, на свободу выбора педагогических технологий, методов оценки учащихся и т.д., на участие в управлении образовательным учреждением.

В основе концепции развития нашей школы лежит идея создания целостной открытой социально-педагогической системы образования, которая обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности и ученика и учителя. Эффективный образовательный процесс возможен только при комфортном сосуществовании педагогов и учащихся. А максимальный эффект достижим при взаимодействии трех составляющих – семьи, ребенка и педагога.

            При этом школа строится на реализации следующих идей:

- идеи развития личности ученика, педагога, других участников образовательного процесса, школы в целом;

- идеи красоты (формирование эстетически-ценностной ориентации личности);

- идеи творчества, при которой творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир  и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству;

- идеи сотрудничества, основанной на гуманных отношениях детей и взрослых;

- идеи выбора и ответственности, которая реализуется посредством предоставления ученику возможности выбора характеристик своего образовательного маршрута (сложности, скорости изучения материала, частично – отбора его  содержания и т.д.);

- идеи открытости, при которой школа становится открытой для широких социальных связей.

Учитель организует работу учащихся в нашей школе, исходя из следующих гуманистических принципов:

- у каждого ребенка – свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;

Ребенок успешен в учении, когда ему комфортно;

- ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;

- ребенок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью;

- ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в его школьной жизни;

- учитель воздерживается от оценок личности ребенка.

Комплексно-целевая программа «Школа здоровья»

Формирование комфортной психолого-педагогической среды со следующими составляющими:

Программа воспитания школьников «Растим патриотов»

            Формирование основ гражданско-нравственной культуры человека XXI века, укрепление патриотического настроения личности; создание комфортных условий для овладения молодым поколением общественно-социальными компетенциями, необходимыми для дальнейшей правильной ориентации в жизни современного социума.

Программа информатизации учебно-воспитательного процесса

            Модернизация имеющейся информационной базы школы, более активное и результативное использование ИКТ-технологий, совершенствование и развитие школьной медиатеки.

Программа системы выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей «Экология одаренности»

            Развитие системы, позволяющей создать условия для адресной психолого-педагогической поддержки одаренных и интеллектуально продвинутых детей.

                    «Семья и школа как партнеры»

            Создание условий, обеспечивающих взаимодействие педагогического коллектива школы с родительской общественностью, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу. Совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного взаимодействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Для повышения эффективности реализации программы развития разработана программа мониторинга результатов. Она ориентирована на:

  Главная задача руководства школы – свести до минимума отклонения от прогнозируемого результата, так как  объектом педагогического эксперимента являются дети. Результаты промежуточного анализа обобщаются, определяются пути  и формы необходимой  коррекции. Собранные аналитические материалы представляются на обсуждение Совету школы. На основании его решения в программу вносятся необходимые поправки.

            Для получения более достоверной информации о ходе реализации программы развития и оптимизации деятельности по достижению ее задач в школе осуществляется мониторинг, предполагающий включение исполнителей программы в процессы контроля исполнения, анализа полученных результатов, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Таким образом в систему мероприятий по реализации программы включаются все участники образовательного пространства, а сам процесс реализации становится более открытым для всех заинтересованных в нем членов школьного сообщества.

Критерии эффективности реализации Программы

Система мониторинга выполнения программы развития включает также диагностику результатов деятельности школы по следующим критериям:

Прогнозируемые риски

Способы предупреждения и компенсации их негативных последствий

Возрастание учебной нагрузки учащихся при реализации проектов.

 

 

Низкий уровень мотивации школьников к занятиям инновационными проектами.

 

 

Значительные затраты времени у учащихся, включенных в инновационное образовательное пространство.

Эффективное планирование, организация, мониторинг успешности и оптимальный уровень эмоционально-физических затрат. Корректировка в связи с полученными в ходе мониторинга результатами инновационных процессов, определенных программой развития.

Возникновение трудностей у учителей, внедряющих новые образовательные технологии в практику своей работы.

1. Проведение учебных семинаров, индивидуальных консультаций, тренингов по проблемам образовательного процесса в школе.

2. Своевременная разработка диагностики инноваций, определение критериев самооценки и общественной оценки деятельности школы.

3. Своевременное плановое проведение мониторинга, разработка методик обработки и анализа полученной информации.

Отсутствие у коллектива и общественности четких представлений о ходе реализации инноваций, запланированных в программе развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Woronok1

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz