Лукьяненко Мария Валентиновна – учитель начальных классов 1 категории МБОУ «Воронокская СОШ» Стародубского муниципального района Брянской области
Сохрани в себе душу ребёнка, а себя - в душах детей. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях ведения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает. Сегодня мы обсуждаем Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. Хочется отметить, что это «живой» механизм, который продолжает апробироваться и совершенствоваться. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. Я работаю в 1 классе по ФГОС начального образования. На первый план своей работы ставлю развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Наряду с общей грамотностью стараюсь формировать такие качества учащихся, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Вся моя учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Учебный процесс организую так, чтобы ребёнок развивался при активном восприятии учебного материала. Именно собственное действие каждого ребёнка – основа формирования в будущем его самостоятельности. Моя образовательная задача состоит в организации условий, правоцирующих детское действие. Основным условием является создание учебной ситуации, в результате которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. При создании учебной ситуации я учитываю: · возраст ребенка; ·индивидуальные особенности; • специфику учебного предмета; •уровень сформированности УУД учащихся. Для создания учебной ситуации использую приемы: анализ, синтез, доказательство, сопоставление, выявление причинно-следственных связей. При проведении уроков применяю информационные технологии. Приложение к учебникам использую для совместной работы в классе, а учащиеся для самостоятельной работы дома. Я стараюсь поддерживать инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивать приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Для реализации этих положений ввожу постепенно в уроки проектные технологии, которые позволят установить взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью. Проект «В гостях у осени», созданный на уроке окружающего мира, был продолжен детьми вместе с родителями во время занятия «Читай Город» во внеурочной деятельности через создание творческих работ.
Проблемы, с которыми столкнулась я в своей работе: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, так как большинство моих учащихся имеют средний уровень подготовки к школе. Любую работу с детьми организую так, чтобы она вызывала положительные чувства. Если у ребёнка что-то не получается, то я всегда вселяю надежду на будущее, даю возможность всем высказаться. Каждое мнение имеет право быть услышанным. Таким образом, я на практике осуществляю принцип психологической комфортности. Обучить ребёнка – значит постоянно использовать приёмы, затрагивающие его личность, его опыт. Дидактический процесс строю, опираясь на следующие положения: 1) ученик является добытчиком знаний; 2) процесс учения становится поисковым; 3) важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя; 4) опора идёт на два основных принципа обучения: доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку. Весь учебный процесс я ориентирую на развитие воображения и мышления. На первое место ставлю мышление ученика, а не память. Поэтому учащимся разрешено пользоваться различными памятками и другими источниками информации. Главное, чтобы ребёнок знал, где найти нужный материал. Вместе с детьми участвую в процессе, даю необходимую информацию, оставляю пространство для размышления детей. Перечислю принципы, которые, по моему мнению, лежат в основе поисков: ·равенство всех участников; •не принудительное привлечение к деятельности; •возможность ошибки, за которую ругать не буду; •речевое развитие. Ребёнок получает не готовое знание, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. Перед уроком, на котором детям предстоит решить проблему, я заранее, как бы ненавязчиво подвожу их к ней, допускаю размышление вслух, даю задание на сообразительность. Моя главная задача – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем его мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению. |
|
|
© Woronok1 |